Морской транспорт

лодки, яхты, катера, корабли, катера, пароходы

СЛОВАРЬ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ

 

Акустик  — корабельный специалист, обслуживающий подводно‑звуковые средства связи и наблюдения.

 

Аппарель  — составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно (забортная аппарель).

 

Артиллерийские (пушечные) порты  — отверстия квадратного сечения в борту или надстройке парусного судна для стрельбы из орудий.

 

Астролябия  — угломерный инструмент, служивший до XVIII века для астрономических и геодезических наблюдений.

 

Ахтерштевень  — конструктивное оформление кормовой оконечности судна в виде продолжения киля.

 

Бак  — а) надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; б) на парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок‑мачты.

 

Бакштаг  — а) курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно‑боковом ветре; б) трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т.д.

 

Балкер  — судно для перевозки навалочных грузов.

 

Балл  — единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны — от 0 до 9.

 

Балласт  — жидкий или твердый груз, принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств.

 

Банка  — а) отдельно лежащая мель — неглубокий участок дна, над которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе; б) деревянные скамьи шлюпки.

 

Баржа  — несамоходное грузовое судно. По способу движения разделяются на буксируемые и толкаемые.

 

Барк  — морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань‑мачте) и прямыми на остальных.

 

Баркас, барказ  — 12— и 22‑весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.

 

Баталер  — специалист по продовольственному или вещевому снабжению личного состава корабля.

 

Бегучий такелаж  — снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.

 

Блокшив  — старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов и оборудования, используемое в качестве плавучего склада или жилья.

 

Брандспойт  — ручная переносная помпа, употребляемая для тушения пожаров и откачивания воды.

 

Бизань‑мачта  — самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с тремя и более мачтами.

 

Бимсы  — поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие для настила палубы.

 

Бот  — небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.

 

Брамсель  — третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.

 

Бриг  — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обоих мачтах.

 

Бригантина  — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок‑мачте) и косым на задней (грот‑мачте).

 

Бункер  — угольная яма на торговом судне, то есть специальное помещение для хранения запасов топлива.

 

Бушприт  — горизонтальный или наклонный брус круглого сечения, выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.

 

Валовая регистровая вместимость (брутто‑вместимость)  — объем всех судовых помещений под главной палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, не вполне защищенных от непогоды помещений на верхней палубе. Измеряется в регистровых тоннах.

 

Ванты  — снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту или стеньги с бортов судна.

 

Ватерлиния  — линия соприкосновения плоскости спокойной водной поверхности с корпусом плавающего судна.

 

Вельбот  — быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как спасательное средство.

 

Водоизмещение  — количество воды, вытесняемое плавающим судном, характеристика размеров судна.

 

Впередсмотрящий  — вахтенный матрос на баке или ходовом мостике, наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна.

 

Гак  — железный или стальной крюк, употребляемый на судах для подъема тяжестей, подвески шлюпок и т.п.

 

Гакаборт  — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.

 

Гакабортный огонь  — белый огонь, который зажигается в темное время суток на корме судна на ходу или при стоянке на якоре.

 

Галера  — парусно‑гребное судно, существовавшее в VII—XVIII веках во флотах почти всех европейских стран.

 

Галеас  — а) парусно‑гребное судно типа большой галеры, входившее в военные флоты многих европейских стран в XVI—XVII веках; б) небольшое транспортное и рыболовное двухмачтовое парусное судно, применявшееся в XVIII—XIX веках в морях Северной Европы.

 

Галион  — большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.

 

Галиот  — название типа средневекового грузового парусного судна.

 

Галс  — а) курс судна относительно ветра (например, судно идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт судна); б) отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами, выполнении промерных работ, тралении мин, ловле рыбы и т.д. в) снасть, крепящая к мачте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).

 

Генеральный груз  — любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест.

 

Гидрант  — водозаборный кран, установленный на судовой пожарной магистрали или на территории порта.

 

Гитовы  — снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.

 

Гордень  — а) снасть, которой парус подтягивается к рею; б) трос с гаком на конце, применяемый для подъема грузов на грузовой стреле.

 

Грот‑мачта  — средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа; обычно самая высокая мачта на парусных судах.

 

Девиация  — отклонение стрелки компаса от направления магнитного меридиана; обусловлена главным образом влиянием близко расположенных намагниченных тел (например, стального корпуса судна). Устраняется вспомогательными магнитами.

 

Дедвейт  — полная грузоподъемность торгового судна, включая запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж.

 

Дек  — название палубы на парусных военных кораблях.

 

Диптанк  — цистерна на транспортных судах для водяного балласта или жидкого топлива.

 

Дифферент  — разница в осадке (углублении судна) носом и кормой. Например, при осадке судна носом 2 м, а кормой 2,5 м говорят, что судно имеет дифферент 0,5 м на корму.

 

Док  — инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.

 

Док‑бассейн  — акватория порта, предназначенная для стоянки судов в местах больших приливно‑отливных колебаний уровня моря.

 

Дредноут  — английский линейный корабль (постройки 1906 года), имевший башенные орудия калибром 12 дюймов. В переводе с английского «Дредноут» означает «Неустрашимый».

 

Дрейфовать  — а) перемещаться по ветру или течению без помощи какого‑либо двигателя; б) сносить с места ветром или течением судно, стоящее на якоре, который недостаточно хорошо забрал грунт и ползет.

 

Задраить  — плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т.д.), обычно при помощи специальных приспособлений — задраек.

 

Зарифить  — уменьшить площадь паруса.

 

Кабельтов  — единица длины, применяемая на море. Равна 0,1 морской мили, то есть 185,2 метра.

 

Канонерская лодка  — небольшой артиллерийский корабль, предназначенный для обстрела береговых линий.

 

Кардек  — автомобильная палуба на паромах.

 

Каронада  — короткоствольное чугунное орудие.

 

Кают‑компания  — помещение на корабле (судне) для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицерского (командного) состава.

 

Квартердек  — приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна.

 

Кильблоки  — две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.

 

Кингстон  — клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.

 

Кливер  — треугольный косой парус между носовой мачтой и бушпритом.

 

Клипер  — быстроходное парусное судно XIX века с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.

 

Клотик  — точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ‑мачту, сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие для подъема флагов.

 

Клюз  — отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.

 

Кнехты  — литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.

 

Кожух гребного колеса  — железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждений при навалах на причал и т.д.

 

Комендор  — матрос, специально подготовленный для стрельбы из корабельных орудий.

 

Комингс  (люка) — порог из вертикальных листов, окаймляющих люк по периметру над палубой.

 

Конвой  — специальное формирование из торговых, вспомогательных судов и кораблей охранения, создаваемое для безопасного перехода судов морем.

 

Кондуктор  — ближайший помощник офицера‑специалиста. В военно‑морских силах кондукторы бывают сигнальные, рулевые, артиллерийские, минные и пр.

 

Конец  — в морском обиходе любая веревка или трос.

 

Корвет  — а) самое малое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущим до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40‑х годов XIX века, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; б) современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.

 

Крен  — поперечное наклонение судна на один из бортов.

 

Крюйт‑камера  — во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.

 

Лаг  — а) навигационный прибор для определения скорости хода судна или пройденного им расстояния; б) борт судна при определении положения судна относительно волны, другого судна и т.п.

 

Лайнер  — пассажирское или грузовое судно, совершающее регулярные скоростные рейсы на определенных линиях между определенными портами.

 

Лацпорт  — вырез в борту судна для проведения грузовых операций, приема и выдачи шлангов и т.п. Лацпортом называют также водонепроницаемое закрытие этого выреза.

 

Леер  — судовой, трос, служащий для подъема косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и др.

 

«Либерти»  — тип транспортных судов, строившихся на верфях США во время Второй мировой войны, вместимостью 10000 т, длиной 135 м и развивающих скорость до 10 узлов.

 

Линейный корабль (линкор)  — а) большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, то есть вытянувшись в линию; б) современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней.

 

Линь  — трос не более 25 мм по окружности, служащий для оснастки, такелажных работ и т.д.

 

Лихтер  — несамоходное грузовое судно, служащее для перевозки грузов с морских судов большой осадкой на берег или обратно, а также для самостоятельной перевозки морем или по рекам.

 

Лот  — прибор для измерения глубины с судна.

 

Лотлинь  — тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота.

 

Лоцманская проводка  — проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акватории порта и на реках.

 

Льяло  — водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т.п.

 

Люк  — вырез, отверстие в палубе судна; в то же время под термином «люк» подразумевают всю конструкцию закрытия отверстия, хотя отдельные части этой конструкции имеют специальные названия.

 

Лючины  — прочные деревянные щиты, служащие для закрывания грузовых люков на торговых судах.

 

Марс  — площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных и других приборов; на парусных судах — для управления парусами.

 

Марсель  — второй снизу парус на мачте с прямым вооружением.

 

Мателот  — соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.

 

Машинный телеграф  — устройство для передачи команд с ходового мостика в машинное отделение о пуске, остановке или изменении режима работы двигателей.

 

Миля (морская)  — единица измерения расстояния, равная 1852 метрам.

 

Наветренный борт  — тот борт, в который дует ветер.

 

Найтов  — а) перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; б) трос, которым крепятся различные предметы на судне.

 

Непотопляемость судна  — способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.

 

Обшивка  — водонепроницаемая оболочка судна, которая приклепывается или приваривается к наружным полкам угольников и швеллеров, составляющих набор судна. Она состоит из ряда поясов, составленных из отдельных листов и расположенных вдоль судна.

 

Отличительные (бортовые) огни  — огни, зажигаемые на обоих бортах судна (зеленый — на правом, красный — на левом), носимые судами от захода до восхода солнца.

 

Остойчивость судна  — способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.

 

Пакетбот  — морское парусное судно или парусно‑винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.

 

Пал  — врытая в землю чугунная (каменная) тумба, за которую заводятся швартовы судна.

 

Пеленг  — угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.

 

Переборка  — вертикальная перегородка из отдельных листов, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней палубе.

 

Плавучесть судна  — способность судна держаться на поверхности воды.

 

Планширь  — а) деревянные или металлические перила, устанавливаемые поверх фальшборта; б) утолщенный брус, идущий по верхнему поясу обшивки малого деревянного судна и связывающий верхние концы шпангоутов. На планширь шлюпок крепят гнезда для уключин.

 

Плицы  — лопасти гребного колеса парохода.

 

Подветренный борт  — борт судна, противоположный тому, в который дует ветер.

 

Подволок  — потолок в судовых помещениях.

 

Подшкиперская  — кладовая на баке судна.

 

Поручни  — род перил на верхней палубе, а также на трапах, мостиках, надстройках и т.п.

 

Принайтовить  — скрепить найтовом, привязать, прикрепить.

 

Променад‑дек  — прогулочная палуба.

 

Рангоут  — круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, служащие для постановки парусов, обеспечения грузовых операций и подъема сигналов. К рангоуту относятся: мачты, реи, стеньги, гафели, гики, выстрелы, бушприты и т.п.

 

РДП (шнорхель)  — на дизельных подводных лодках: устройство для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины.

 

Регистр Ллойда  — Британское классификационное общество, которое ведет наблюдение за постройкой судов и их освидетельствование на годность к плаванию.

 

Регистровая тонна  — объем регистровой тонны был установлен в середине XIX века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 кубических футов или 2,83 кубических метра судовых помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проход по каналам и проч.

 

Рей  — брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.

 

Рейд  — водное пространство вблизи берега, у входа в порт, удобное для якорной стоянки судов.

 

Рейдер  — быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.

 

Риф  — а) подводная или выступающая над поверхностью моря скала, опасная для судоходства; б) часть полотнища паруса, имеющая оснастку для уборки при усилении ветра.

 

Рубка  — закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).

 

Рулевая рубка  — служебное помещение на судне, расположенное на платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для управления судном.

 

Румб  — единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен 11,25 градуса.

 

Румпель  — часть рулевого устройства судна в виде рычага, посредством которого поворачивают руль.

 

Рым  — металлическое кольцо, вбиваемое где‑либо на судне для крепления за него снастей, а также укрепляемое на стенке набережной для причала судов.

 

Рыскать  — двигаться, уклоняясь от курса то в одну, то в другую сторону.

 

Сажень (морская)  — единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 метрам).

 

Световой люк  — отверстие в палубе или в верхней части кожуха машинного отделения для доступа воздуха и света.

 

Секстан  — угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.

 

Скула судна  — часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение «с правой скулы» обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.

 

Спардек  — надстройка, идущая с борта до борта, в средней части судна.

 

Спринклерная система  — общесудовая система, предназначенная для автоматической подачи и распыления воды в помещениях при повышении температуры выше заданной, что обеспечивает предотвращение или тушение пожара.

 

Становой якорь  — один из двух (редко трех) носовых якорей, на который всегда становится судно.

 

Стапель  — место постройки судов на верфи, представляющее собой помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.

 

Старший стюард  — офицерская должность на английских торговых судах. В обязанности старшего стюарда входит обеспечение судна провизией, работа камбуза, питание экипажа, выдача зарплаты.

 

Стеньга  — рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.

 

Стивидор  — портовый грузчик, имеющий квалификацию по укладке груза в трюме судна.

 

Судовой колокол (рында)  — бронзовый колокол, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых — для подачи туманных сигналов.

 

Сходни  — деревянные переносные мостки с поперечными планками, служащие для выхода с судна на берег.

 

Сюрвейер  — инспектор иностранных классификационных обществ по техническому надзору за судами

 

Такелаж  — все снасти на судне, служащие для крепления рангоута и выполнения работ, связанных с тягой, опусканием и подъемом различных предметов (грузов, шлюпок, сигнальных флагов и т.п.).

 

Тали  — подъемно‑спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенными между собой тросом.

 

Талреп  — приспособление для натягивания снастей и найтовов.

 

Танки  — отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном пространстве.

 

Твиндек  — межпалубный трюм, то есть пространство между палубами судна. Твиндек уменьшает высоту трюма, дает возможность использовать все трюмное пространство и не нагромождать одни грузы на другие, как это имеет место на больших судах, имеющих одну палубу.

 

Топовый огонь  — белый огонь, который несется на мачте с механическим двигателем на ходу. Бортовые (отличительные) огни также несутся судном на ходу. Правый отличительный — зеленый, левый — красный, устанавливаются на бортах судна примерно на высоте мостика.

 

Траверз  — направление, перпендикулярное к курсу корабля (судна) или к его диаметральной плоскости.

 

Трап  — лестница на судне.

 

Тральщик  — боевой корабль, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

 

Трюм  — внутреннее помещение, находящееся ниже самой нижней палубы и занимающее почти все пространство внутри корпуса судна за исключением машинного и котельного отделений.

 

Узел  — единица скорости судна, равная морской миле (1852 метра) в час, или 0,514 метра в секунду.

 

Уключина  — упор для весла на шлюпке.

 

Утлегарь  — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

 

Фал  — судовая снасть бегучего такелажа — трос для подъема парусов, реев, гафелей, сигнальных флагов.

 

Фалинь  — трос или канат, крепящийся к носу или корме шлюпки. С помощью фалиня шлюпка буксируется, привязывается к пристани или к борту судна.

 

Фальшборт  — продолжение борта судна выше открытых палуб, служит для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.

 

Фальшфейер  — бумажная гильза с горючим составом, дающим при горении яркий белый, красный или зеленый огонь. Используется на судне в целях сигнализации и для освещения.

 

Фарватер  — часть водного пространства, безопасная для прохода судов.

 

Флагшток  — рангоутное дерево, служащее для подъема и несения флага на корме судна.

 

Фок‑мачта  — передняя мачта на судне.

 

Фордевинд  — ветер, попутный судну.

 

Форпик  — носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.

 

Форштевень  — деревянный, кованый или литой вертикальный, а иногда наклонный вперед или назад брус судового набора, являющийся продолжением киля вверх.

 

Фрегат  — трехмачтовое судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.

 

Фут  — мера длины, равная 12 дюймам, или 30,48 см.

 

Ходовые огни  — сигнальные огни, зажигаемые в темное время суток во время хода.

 

Циркуляция судна  — траектория центра тяжести судна на ходу при перекладке и дальнейшем удержании в заданном положении руля.

 

Шаровый цвет  — особый цвет (сочетание серого и синего), в который красят корпуса военных кораблей. Является наиболее незаметным для обнаружения в море.

 

Швартовка  — постановка судна к причалу, борту другого судна или на якорную бочку.

 

Шельтердек  — навесная палуба судна, расположенная выше верхней палубы.

 

Шканцы  — самый верхний помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, где обычно находились вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот‑мачты до бизань‑мачты.

 

Шлюп  — а) трехмачтовое судно с прямым вооружением, похожее на корвет; б) парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами; в) тихоходный сторожевой корабль по охране транспортных караванов в некоторых современных иностранных флотах.

 

Шпангоут  — поперечная связь набора судового корпуса, к которой крепится обшивка.

 

Шпирон  — нос галеры, таран броненосца.

 

Штаги  — снасти стоячего такелажа, которые держат рангоут спереди и сзади в диаметральной плоскости судна.

 

Штаговый огонь  — огонь, зажигаемый в темное время суток над палубой на штаге, он означает, что судно стоит на якоре.

 

Штормтрап  — веревочная лестница с деревянными ступеньками, используемая для схода с судна в шлюпки или для приема их на борт при волнении моря.

 

Шхуна  — морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.

 

Ют  — часть палубы от бизань‑мачты до гакаборта. На современных судах ютом называют кормовую часть главной палубы судна.

 

Ял  — судовая рабочая и учебная гребно‑парусная шлюпка с двумя, тремя или четырьмя парами весел и прямой кормой.

 

Ялик  — небольшая гребно‑парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.

 

CQD  — международный радиотелеграфный сигнал бедствия; применялся до появления сигнала SOS.

 

SOS  — международный радиотелеграфный сигнал бедствия, передаваемый азбукой Морзе. Этот сигнал был принят 3 ноября 1906 года.

 

[...]
Початок
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189]