Морской транспорт

лодки, яхты, катера, корабли, катера, пароходы

Атомная подводная лодка Курск

 

12 августа 2000 года

 

 

Катастрофа произошла в ходе учений 12 августа 2000 г. в водах Баренцева моря и унесла жизни 118 находившихся на его борту членов экипажа.

 

"Курск" затонул в Баренцевом море в результате трагедии, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. Вместе с оборудованием, ракетами и торпедами он "похоронил" в толще воды 118 человек, находившихся на борту.

Следствие завершено, уголовное дело закрыто. Кого-то даже наказали. Но родственники погибших, многие военные моряки до сих пор пытаются разобраться, что же произошло на самом деле, из-за чего это произошло, и главное - почему не удалось спасти экипаж (адвокаты родственников погибших утверждали, что моряки подлодки после катастрофы жили в 9-м отсеке двое суток и поэтому могли быть спасены).

Снова и снова звучат требования вернуться к материалам следствия, - но безуспешно. Главная военная прокуратура настаивает на том, что следствие по делу проведено всесторонне, полно и объективно, никаких оснований для его возобновления не имеется. Несмотря на это, после катастрофы подлодки в прессе рассматривались несколько версий происшедшего. Практически все они были подкреплены заявлениями экспертов и технологов и подавались с претензией на истинность.

Версия 1: Взрыв торпеды

По мнению некоторых специалистов, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке атомной подводной лодки.

Этой версии придерживался ученый-оружейник Дмитрий Власов, в одном из интервью детально восстановивший картину гибели подлодки. "Всплытие "Курска" на перископную глубину означает, что были какие-то чрезвычайные обстоятельства. Судя по всему, командир лодки Геннадий Лячин должен был сообщить командованию что-то срочное... В наших штабах якобы нет официального документа, подтверждающего последний доклад Лячина на берег 12 августа, зато такой документ существует за границей. У меня есть текст сообщения, опубликованного в бюллетене американского геофизического общества. В нем говорится, что командиру корабля Лячину был сделан радиотелефонный доклад из торпедного отсека подлодки. Офицер доложил, что в отсеке находится аварийная торпеда", - говорит Д.Власов. По его словам, аварийную торпеду положили в ложемент, по которому она засылается в торпедный аппарат. При этом лодка по команде командира начала уходить вниз. "В этот момент торпеда и рванула. Взрыв такой силы для легкого корпуса - что пуля для папиросной бумаги", - объяснил свою версию эксперт.

Позже эксперты, исследующие отсеки "Курска", установили, что на борту подлодки якобы взорвалось не менее четырех торпед.

Версия 2: Столкновение с иностранной подлодкой

Бывший командующий флотилией атомных подводных лодок, Герой СССР вице-адмирал Лев Матушкин в 2001 году заявил, что причиной гибели атомохода "Курск" стало его столкновение с иностранной подводной лодкой. Он предположил, что трагедия развивалась по следующему сценарию. "Курск" и иностранная подводная лодка шли контркурсами на разных глубинах. Российская субмарина шла ниже "предположительной американской подлодки и получила при столкновении повреждение сверху по левому борту". При таком верхнем повреждении невозможно создать противодавление и остановить проникновение воды. "Наша лодка, имевшая ход, скажем, в 5-6 узлов, резко приняла дифферент на нос (50-60 градусов) и клюнула по дну", - отметил Л.Матушкин.

По его мнению, одна из стеллажных торпед сорвалась и ударила в корпус. Дальше сдетонировал ее боекомплект.

К похожим выводам пришли создатели Французского фильма про Курск - 4х летнее журналистское расследование об обстоятельствах гибели Курска. Фильм был запрещен к показу на российском телевидении. Если версия французских журналистов не состоятельно, то зачем запрещать? А иначе...

Версия 3: Взрыв перекиси водорода

Эта версия нашла свое отображение в документальном фильме-расследовании "Почему затонул "Курск?", создатели которого попытались определить причину катастрофы в Баренцевом море. Это предположение основано на истории британского подводного флота. Сейсмические данные о первом взрыве на борту субмарины, мощность которого была меньше взрыва торпеды, позволили выдвинуть предположение, что его виновницей стала перекись водорода, использующаяся в качестве топлива для российских торпед.

Российские эксперты восприняли эту версию с недоверием, поскольку перекись водорода не взрывается и даже не горит. Однако у англичан подобный инцидент случился 16 июня 1955 года с подводной лодкой "Сайдон" во время стоянки в Портлендской бухте. В какой-то момент корпус торпеды взорвался, причем источником взрыва был именно корпус, а не боеголовка. Эксперты, проводившие расследование, пришли к выводу, что в трагедии была повинна перекись водорода, однако непосредственные причины ее взрыва так и не были объяснены.

Точный сценарий трагедии установить не удастся, поскольку носовая часть "Курска" разрушена взрывом, - заключили авторы фильма.

Версия 4: Официальная

По данным следствия, подлодка "Курск" погибла из-за взрыва торпеды. После катастрофы была целиком заполнена водой за 8 часов. Визуальный осмотр субмарины дал основания считать, что возникший пожар происходил буквально по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов. По данным Генпрокуратуры РФ, экипаж "Курска" погиб от отравления угарным газом.

Уголовное дело по факту гибели атомохода было прекращено за отсутствием состава преступления.

Кроме общепризнанной версии, следствие проверило множество других вариантов, в том числе столкновение АПЛ с надводным или подводным кораблем, поражение торпедой, диверсия, теракт, подрыв на мине времен ВОВ, гибель в результате нештатной ситуации. Однако следствие установило, что в момент проведения учений в районе гибели АПЛ не было других судов, стрельбы также не проводились.

Материалы уголовного дела насчитывают 113 томов, и половина содержащихся в них сведений является государственной тайной.

12 августа 2002 года в Москве возле музея вооруженных сил был открыт памятник погибшим на "Курске", высота которого превысила 4 метра. Памятник "Скорбящий моряк" изготовлен из бронзы и открыт к годовщине гибели подводной лодки в Баренцевом море.

12 августа 2003 года памятник подводникам появился в Курске.

Два года спустя, 12 августа 2005 года, в Севастополе состоялось торжественное открытие памятника российским морякам, погибшим в 2000 году на атомном ракетном подводном крейсере "Курск". Памятник высотой в три метра выполнен известным севастопольским скульптором народным художником Украины Станиславом Чижом. Средства на его сооружение предоставило правительство Москвы.

Использованы материалы: liga.net

[...]
Початок
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189]